Архитектура Microsoft Windows для разработчиков
Сервисное обслуживание ремонт компьютеров бутово безнал юрлицам

Словарь терминов

А

ActiveX — собирательный термин для обозначения всех технологий компании Microsoft, ориентированных на разработку активного содержания для Web-узлов.

ANSI — см. Американский национальный институт стандартов.

APIсм. интерфейс прикладного программирования.

AS/400 — модель миникомпьютера производства компании IBM.

В

BackOfficeсм. Microsoft BackOffice.

С

CGIсм. интерфейс общего шлюза. CLSIDсм. идентификатор класса.

Common Messaging Calls, CMC — интерфейс прикладного программирования, предоставляющий в распоряжение разработчиков приложений электронной почты 10 функций высокого уровня для отправки и приема сообщений. При разработке API акцент делался на простоту использования. В результате прием сообщения осуществляется за один вызов, а отправка — за два, так что разработчик без труда может снабдить свое приложение средствами поддержки электронной почты.

CryptoAPI — предоставляет разработчикам Win32-приложений доступ к криптографическим услугам, включая как решение собственно криптографических задач, так и работу с сертификатами.

D

DCOMсм. распределенная многокомпонентная модель.

DDEсм. динамический обмен данными.

DHCPсм. протокол динамической конфигурации хоста.

DLLсм. библиотека динамической загрузки. DNSсм. система имен доменов. DSNсм. имя источника данных.

Е

Extended MAPI — расширенный интерфейс программирования коммуникационных приложений. Предназначен для разработки сложных приложений, ориентированных на интенсивное использование системы сообщений (например, ПО коллективной работы).

F

FATсм. файловая система FAT. FTPсм. протокол передачи файлов.

G

Gopher — иерархическая система поиска и извлечения информации, хранящейся на узлах Интер-нета и интрасети. Использует систему меню и позволяет хранить ссылки на другие узлы. В настоящее время постепенно выходит из употребления.

Н

HALсм. слой абстрагирования от аппаратуры.

HKEY_CLASSES_ROOT — ключ реестра, предназначенный для хранения данных OLE и информации об ассоциациях (соответствиях между расширениями имен файлов и приложениями). Фактически — ссылка на ключ раздела HKEY_ LOCAL_MACH1NE\SOFTWARE.

HKEY_CURRENT_CONFIG - ключ реестра, содержащий информацию о текущей конфигурации аппаратуры компьютера. Используется в основном на компьютерах с несколькими аппаратными конфигурациями. Информация, хранящаяся здесь, копируется из ключа HKEY_LOCAL_ MACHINE.

HKEY_CURRENT_USER — ключ реестра, содержащий настройки системы и программ, относящиеся к текущему пользователю. Создается при регистрации пользователя в системе на основе информации из соответствующего раздела ключа HKEY_USERS.

HKEY_DYN_DATA — ключ реестра, содержащий динамическую информацию о состоянии различных устройств, которая создается заново при каждом старте системы. Кроме того, она меняется при добавлении новых устройств и удалении существующих. Это ключ не входит в состав файлов реестра и всегда создается динамически.

HKEY_LOCAL_MACHINE - ключ реестра, содержащий спецификации рабочей станции, драйверов и другие системные настройки, включая информацию о типах установленного оборудования, настройках портов, конфигурации программного обеспечения и т.п.

HKEY_USERS — ключ реестра, содержащий информацию обо всех пользователях данной рабочей станции, включая различные значения по умолчанию для программ, схем событий, конфигураций рабочего стола и т.п.

HPFSсм. высокопроизводительная файловая система.

HTMLсм. язык разметки гипертекстовых документов.

HTTP — см. протокол передачи гипертекстовой информации.

HTTPS — версия протокола HTTP, снабженная средствами защиты информации. Обычно ука затели ресурсов узлов, поддерживающих доступ по этому протоколу, начинаются с префикса https://, а не с http://. См. также протокол передачи гипертекстовой информации; универсальный указатель ресурса.

I

IDCсм. коннектор БД для Интернета.

IEEE Project 802, IEEE 802 — стандарт сетевой модели. Назван по дате своего появления (февраль 1980 года). Определяет стандарты для физического и канального уровней модели OSI. Проект 802 подразделяет канальный уровень на два подуровня: управления доступом к среде (MAC) и управления логической связью (LLC). См. также Institute of Electrical and Electronics Engineers.

IISCM. Internet Information Server.

Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE — организация, объединяющая специалистов в области инженерных разработок и электроники.

Internet Information Server, IIS — многопротокольный сетевой сервер файлов и приложений, ориентирован прежде всего на передачу информации в формате HTML средствами протокола HTTP. См. также протокол передачи гипертекстовой информации; язык разметки гипертекстовых документов.

Internetwork Packet Exchange/Sequenced Packet Exchange, IPX/SPX — стек протоколов, используемый в сетях Novell NetWare. Сравнительно небольшой и быстрый протокол сетевого уровня для ЛВС, наследник Xerox Network System (XNS).

IPсм. протокол Интернета. IPCсм. взаимодействие процессов.

IP-адрес ~ IP address — однозначно описывает узел сети и, кроме того, содержит информацию, необходимую для маршрутизации пакетов. Включает идентификатор сети и уникальный адрес хоста, который назначается администратором сети. Состоит из четырех частей, разделенных точками (например, 165.113.245.2). BWindowsNT IP-адрес конфигурируется статически на компьютере-клиенте или динамически — средствами протокола DHCP. См. также протокол динамической конфигурации хоста.

IP-маршрутизатор ~ IP router — устройство для соединения нескольких физических сетей TCP/ [Р. Обеспечивает маршрутизацию и доставку пакетов между узлами этих сетей. См. также маршрутизатор; протокол управления передачей/ протокол Интернета.

ISDNсм. цифровая сеть комплексного обслуживания.

ISO — см. Международная организация по стандартизации.

ISPсм. поставщик услуг Интернета.

J

Java — переносимый объектно-ориентированный язык программирования, позволяющий разрабатывать клиентские приложения для различных платформ. Встроенная поддержка интерактивных загружаемых апплетов делает его весьма привлекательным для разработчиков Web-приложений.

JavaScript — язык создания сценариев, поддерживаемый программами просмотра Web компаний Microsoft и Netscape; в ближайшее время будет стандартизован. JScript — реализация JavaScript компании Microsoft — включает все средства языка и расширения, использующие возможности Microsoft Internet Explorer.

L

LAN — см. локальная вычислительная сеть, ЛВС.

м

MAPI — см. интерфейс программирования коммуникационных приложений.

Microsoft BackOffice — пакет серверных продуктов, основанных на службах каталогов и защиты Windows NT Server. Включает компоненты, обес печивающие доступ к БД, обмен сообщениями, коллективную работу, доступ в Интернет, обработку транзакций и подключение к мэйнфреймам.

Microsoft Foundation Classes, MFC — основная библиотека классов для разработки Windows-приложений для компьютеров под управлением ОС Windows 95 и Windows NT. Используя продукты сторонних производителей, приложения, разработанные на базе MFC, можно переносить на платформы Unix, MS-DOS, Win32s и OS/2.

Microsoft Solutions Framework, MSF — набор гибких моделей для управления сложными высокотехнологичными проектами в области разработки программного обеспечения.

Microsoft Transaction Server, MTS — компонентная модель разработки и среда выполнения тран-закционных приложений. Как правило, применяется для разработки компонентов промежуточного слоя трехуровневой модели клиент-серверных приложений, реализующих бизнес-логику.

Microsoft Windows Common Controls — библиотека поддержки стандартных элементов управления Windows.

N

NDISсм. спецификация интерфейса сетевых устройств.

NetBIOS Extended User Interface, NetBEUI —

протокол, поддерживаемый всеми сетевыми операционными системами фирмы Microsoft. Преимущества — маленький размер стека (что важно для компьютеров под управлением MS-DOS), высокая скорость передачи информации по сети, совместимость со всеми сетями Microsoft. Рассчитан на небольшие (1—200 пользователей) ЛВС. Поддержка маршрутизации ограничена средствами Token Ring.

NetBIOSсм. Network Basic Input/Output System, NetBIOS.

Network Basic Input/Output System, NetBIOS — интерфейс прикладного программирования, который применяется при разработке приложений для ЛВС, состоящих из IBM-совместимых микрокомпьютеров под управлением MS-DOS, OS/2, Windows и некоторых версий UNIX. NetBIOS предоставляет прикладным программам стандартный набор команд для запроса низкоуровневых сетевых услуг, необходимых для проведения сеансов связи между узлами сети и передачи данных между ними. См. также интерфейс прикладного программирования.

NNTPсм. протокол передачи новостей. NTFS — см. файловая система Windows NT.

NWLink IPX/SPX Compatible Transport — стандартный сетевой протокол, поддерживающий маршрутизацию. Обеспечивает поддержку приложений клиент-сервер ОС NetWare и взаимодействие с IPX/SPX. См. также Internetwork Packet Exchange/Sequenced Packet Exchange, IPX/ SPX.

O

ODBCCM. Open Database Connectivity.

OLE DB — спецификация набора интерфейсов доступа к данным, обеспечивающая интеграцию БД различных форматов и размеров. Основан на промышленных стандартах доступа к данным и манипулирования ими. Позволяет достичь надежности и совместимости в гетерогенных средах.

Open Database Connectivity, ODBC — интерфейс прикладного программирования для доступа к реляционным базам данных.

OSIсм. эталонная модель взаимодействия открытых систем.

OSRсм. разработчик оригинальной продукции.

Р

Peer Web Services — набор служб, позволяющих компьютеру под управлением ОС Windows NT Workstation публиковать на Web-узле материалы с рабочего стола. Включает службы WWW, FTP и Gopher.

Ping — утилита для проверки соединений между узлами сети IP. Проверяет работу указанного узла с помощью специальных запросов и откликов 1СМР. Полезна для диагностирования сетей IP.

Plug-and-Play — стандарт фирм Microsoft, Compaq, Intel и Phoenix Technologies. Цель разработки — упростить настройку компьютера. Пользователю надо лишь физически вставить плату или подключить устройство к компьютеру, последующая настройка параметров не требуется. Средство Plug-and-Play в операционной системе распознает и настраивает периферийные устройства. Пользователю не придется устанавливать какие-либо аппаратные или программные параметры и редактировать системные файлы.

POP — см. протокол почтового отделения. РРРсм. протокол двухточечного соединения.

Practical Extraction and Report Language, Peri - язык создания сценариев интерфейса общего шлюза (CGI).

R

RASсм. сервис удаленного доступа.

Reduced Instruction Set Computing, RISC — архитектура высокопроизводительных процессоров, ориентированная на высокоэффективное выполнение небольшого набора команд. Ограничивает число встроенных функций процессора, но оптимизирует их для достижения очень высокой скорости выполнения (обычно за один такт).

RISCсм. Reduced Instruction Set Computing.

S

Secure Sockets Layer, SSL — протокол прикладного уровня, обеспечивающий защиту инициирования TCP/IP-соединения, а также шифрование всей информации в HTTP-запросе и ответе.

Serial Line IP, SLIP — стандартный протокол удаленного доступа по телефонному каналу. Применяется в службе удаленного доступа Windows 95.

Simple MAPI — базовый набор 12 основных вызовов API программирования коммуникационных сообщений. См. также интерфейс программирования коммуникационных приложений.

SLIPсм. Serial Line IP.

SMSсм. Systems Management Server.

SNACM. System Network Architecture.

SQL-DMO — интерфейс для разработки приложений административного назначения для БД SQL Server. Обеспечивает решение таких задач управления базами данных, как настройка, оптимизация и графическое представление БД.

SSLсм. Secure Sockets Layer.

System Network Architecture, SNA — модель коммуникаций между компьютерными системами. Разработана компанией IBM. Microsoft System Network Architecture — ее подмножество, реализующее шлюз между сетями на базе ПК и мэйнфреймами IBM и системами AS/400. См. также AS/400; шлюз.

Systems Management Server, SMS — компонент семейства серверных продуктов Microsoft BackOffice. Предназначен для автоматизации контроля за установленным программным обеспечением и его дистрибуции.

Т

TAPIсм. интерфейс программирования коммуникационных приложений.

TCPсм. протокол управления передачей.

Telnet — утилита TCP/IP для обеспечения эмуляции терминального доступа к удаленным системам, поддерживающим соответствующий протокол.

TSRсм. резидентная программа.

U

UNC-имя ~ UNC name — имя файла или папки на удаленном компьютере, указанном после симво лов \\. Например,\\ имя_сервера\имя_ресурса-\имя_каталога\имя_файла.

Unicode — стандартная двухбайтная кодировка символов, позволяющая представить все символы практически любого языка Земли.

URLсм. универсальный указатель ресурса.

UUIDсм. глобально-уникальный идентификатор.

V

VDMсм. виртуальная DOS-машина.

Visual Basic for Applications, VBA — мощная среда разработки приложений, встроенная в различные приложения (например, Microsoft Excel). Позволяет настроить функции приложения в соответствии с нуждами пользователей. Базируется на языке программирования Visual Basic

VM см. виртуальная машина.

W

WAN см. региональная сеть.

Web-сервер ~ Web server — компьютер, на котором работает программное обеспечение для обработки HTTP-запросов (например, запросов программ просмотра Web). Взаимодействует с клиентами сети TCP/IP на основе протокола HTTP. См. также программа просмотра Web.

Win32 — 32-разрядный интерфейс прикладного программирования для ОС Windows 95 и Windows NT. Расширяет предыдущие версии API Windows функциями для доступа к новым возможностям операционной системы, средствам защиты и поддержки консольных приложений,

Windows NT Server — операционная система семейства Windows NT. Обеспечивает централизованное управление и администрирование ресурсов, защиту, отказоустойчивость и поддержку сетей. См. также Windows NT Workstation.

Windows NT Workstation — переносимая защищенная 32-разрядная операционная система, поддерживающая вытесняющую многозадачность.

Windows Socketsсм. сокет.

Windows Telephony — сервисы поддержки доступа Windows-приложений к услугам телефонии, включая общедоступные телефонные сети, учрежденческие АТС, ISDN и т.п.

WinInet — интерфейс прикладного программирования, обеспечивающий 32-разрядным Windows-приложениям надежный и простой доступ к протоколам Интернета, включая Gopher, FTP и HTTP.

WINS — см. служба имен Интернета Windows.

World Wide Web, WWW — гипермедиа-система для доступа к информации в Интернете. См. также Интернет; язык разметки гипертекстовых документов.

WOSAсм. открытая архитектура сервисов Windows.

А

абстрактный класс ~ abstract class — предназначен только для построения на его основе других классов.

автоматизация ~ automation — позволяет объекту Windows предоставить приложениям или другим объектам доступ к своим командам и функциям.

агент ~ cookie — уникальный идентификатор. Фактическая реализация агента, будь то индекс, значение в хэш-таблице или адрес в памяти, известна только приложению, например, Web-серверу. Для пользователя приложения агент — просто название ресурса.

администратор ~ administrator — лицо, ответственное за настройку и сопровождение контроллеров или рабочих станций домена, управление пользователями и группами и предоставление помощи пользователям. Чтобы применять административные инструменты, например User Manager или User Manager for Domains, администратор должен зарегистрироваться по учетной записи, входящей в состав группы Administrators локального компьютера или домена.

адресное пространство ~ address space — каждое приложение располагает 4 Гб виртуальной памяти. Диапазон адресов, доступных приложению, называется его адресным пространством.

активные объекты данных ~ ActiveX Data Objects,

ADO — обеспечивают надежный и эффективный доступ к данным множеству приложений, от клиента базы данных до объектов промежуточного уровня бизнес-решения, разработанных средствами самых разных языков и сред, от мощной среды разработки до программы просмотра Web. ADO может выступать в качестве единого интерфейса доступа к данным для приложений всех уровней архитектуры клиент-сервер и Web-приложений.

активные страницы сервера ~ Active Server Pages,

ASP — среда выполнения сценариев, включенных в состав Web-страниц сервера. Для работы с ASP необходимо изучить соответствующий синтаксис.

Американский национальный институт стандартов ~ American National Standards Institute, ANSI —

организация, отвечающая за выработку стандартов в различных областях, включая компьютерную и коммуникационную. В частности, ANSI разработал стандарт многих языков программирования, обеспечивающий переносимость кода между различными платформами.

апплет ~ applet — Java-апплеты аналогичны управляющим элементам ActiveX. Они представляют собой программные компоненты, реализующие динамические функции Web-страниц. Разработчики предпочитают Java-апплеты из-за интерпретируемой природы, обеспечивающей их работоспособность на различных платформах

ассоциация ~ association — соответствие между расширениями имен файлов и приложениями. Позволяет автоматически запускать приложение, которое должно открывать файл.

атрибуты ~ attributes — информация о том, является ли файл системным, скрытым, доступным для чтения или сжатым. Кроме того, включает сведения об изменении файла со времени последнего архивирования.

аутентификация (авторизация) ~ authentication — идентификация объекта — человека, компьютера или процесса, — пытающегося получить доступ к системе.

Б

база данных ~ database — система управления данными, отвечающая за их организацию, хранение и выборку в ответ на запрос клиента. Например, в реляционной БД информация хранится в таблицах, состоящих из строк и столбцов, причем данные столбца или столбцов могут применяться для поиска информации в других таблицах.

базовый шлюз ~ generic thunk — механизм базовых шлюзов позволяет 16-разрядному Windows-приложению в системе под управлением Windows 95 и Windows NT загрузить и вызвать 32-разрядную библиотеку. См. также плоский шлюз.

байт-код ~ bytecode — машинно-независимый код, порождаемый компилятором Java. Впоследствии выполняется Java-интерпретатором или по мере необходимости компилируется компилятором JIT в команды конкретной платформы.

библиотека динамической загрузки ~ Dynamic-Link

Library, DLL — один из механизмов операционных систем семейства Windows, позволяющий хранить набор подпрограмм, реализующих определенный набор функций, в отдельном файле и загружать его в память только при вызове какой-либо из подпрограмм.

бизнес-сервисы ~ business services — элементы логической схемы распределенного приложения, отвечающие за выполнение бизнес-правил и поддержку транзакционной целостности выполняемых операций.

бит/с ~ bits per second, bps — единица измерения скорости передачи данных.

брандмауэр ~ firewall — обеспечивает информационную безопасность ЛВС, устанавливается на маршрутизаторах и шлюзах. Фильтрует пакеты на основе разных критериев, адресов, содержимого и т.д.

буксировка (перетаскивание) ~ OLE Drag-and- Drop — перенос OLE-объекта из одного контейнера в другой.

буфер ~ buffer — зарезервированная область памяти для временного хранения данных до их передачи аппаратному устройству или программному компоненту для последующей обработки. Устройства, например принтеры, часто снабжены своим внутренним буфером.

буфер обмена ~ clipboard — временная область памяти, позволяющая обмениваться информацией между приложениями. Данные можно скопировать, или вырезать, в буфер обмена, а затем вставить в документ другого приложения.

В

взаимодействие объектов ~ inter-object communication — реализованная средствами модели СОМ возможность общения клиентов с объектами вне зависимости от их взаимного расположения: в рамках одного процесса, на одном компьютере или на разных компьютерах. Единая программная модель для объектов любого типа.

взаимодействие процессов ~ interprocess communication, IPC — возможность обмена данными между приложениями; обеспечивается многозадачными операционными системами. Включает стандартные методы взаимодействия процессов — каналы, семафоры, общую память, очереди, сигналы и почтовые ящики. См. также именованный канал.

визуальное редактирование ~ visual editing — возможность редактирования встроенного объекта непосредственно в приложении-контейнере без открытия дополнительного окна.

виртуальная DOS-машина ~ virtual DOS Machine, VDM — имитирует среду MS-DOS для выполнения DOS- и 16-разрядных Windows-приложений на компьютерах под управлением Windows NT. В Windows 95 применяется для выполнения приложений MS-DOS.

виртуальная Java-машина ~ Java Virtual Machine — интерпретатор байт-кода Java-апплетов и приложений. Часто встраивается в программы просмотра Web.

виртуальная машина ~ virtual machine — среда выполнения приложения, которая, с его точки зрения, выглядит как отдельный полнофункциональный компьютер.

виртуальная память ~ virtual memory — пространство на жестком диске, которое Windows NT использует для расширения объема физической памяти. С точки зрения пользователей и приложений, ничем не отличается от физической памяти. Преимущество — возможность одновременно выполнять большее число программ, нежели позволяет доступный объем физической памяти. Недостатки — использование дополнительного места на диске и снижение скорости выполнения программ. См. также страничный файл.

виртуальная таблица ~ virtual table, VTBL — таблица указателей функций, например для реализации класса C++. Ссылки в виртуальной таблице указывают на функции-члены интерфейсов, которые поддерживает класс.

внепроцессный сервер ~ out-of-process server — СОМ-сервер, реализованный в виде исполняемого модуля, действующего в собственном адресном пространстве на локальном или удаленном компьютере.

внутрипроцессный сервер ~ in-process server — СОМ-сервер, реализованный в виде библиотеки динамической загрузки, выполняющейся в адресном пространстве процесса клиента.

всплывающее менюсм. контекстное меню.

встраивание и связывание объектов ~ OLE — технология и интерфейс взаимодействия объектов и обмена информацией между приложениями.

встроенный объект ~ embedded object — один из типов элемента составного документа. Вся информация, необходимая для создания объекта, хранится в документе-контейнере, но фактическое создание и изменение объекта возложено на приложение-сервер. Встроенные объекты можно активизировать и редактировать «на месте», то есть непосредственно в документе-контейнере. См. также связанный объект.

высокопроизводительная файловая система High-Performance File System, HPFS — файловая система операционной системы OS/2 1.2.

вытесняющая многозадачность ~ preemptive multitasking — позволяет операционной системе в любой момент захватить управление процессором, «отобрав» его у задачи, которая в настоящий момент выполняется. Гарантирует быстрый отклик и повышает эффективность работы ОС.

Г

гиперссылка ~ hyperlink — ссылка на ресурс в Интернете, щелкнув которую можно открыть ресурс в программе просмотра.

главная страница ~ home page — верхний уровень иерархии страниц. Обычно этим термином обозначается стартовая страница Web-узла или его раздела, а также персональная страница индивидуального пользователя.

глобально-уникальный идентификатор ~ Globally Unique Identifier, GUID — 128-битное значение, идентифицирующее конкретный класс или интерфейс.

графический интерфейс пользователя ~ Graphical User Interface, GUI — термин, обозначающий интерфейс Windows. Обычно употребляется в противовес стандартному символьному интерфейсу MS-DOS.

Д

двоичная система счисления ~ binary — система счисления с основанием 2, где числа представлены в виде комбинации цифр 0 и 1.

двоичный стандарт ~ binary standard — СОМ обеспечивает взаимодействие OLE-компонентов, определяя и реализуя двоичный стандарт вызова функций компонента и доступа к его данным.

дерево каталогов ~ directory tree — графическое представление иерархии каталогов файловой системы диска. Корень дерева называется корневым каталогом. См. также каталог.

дескриптор ~ handle — в терминологии пользовательского интерфейса это дополнительный интерфейс, обеспечивающий изменение размера, положения, формы и других характеристик объекта. В программировании — указатель на указатель, то есть ссылка, обеспечивающая доступ к ресурсу, описываемому другой переменной.

диалоговое окно ~ dialog box — в терминологии Windows — дочернее окно, предназначенное для запроса или вывода информации. Как правило, содержит один или несколько управляющих элементов, с помощью которых пользователь вводит текст, выбирает файл и т.п.

динамический обмен данными ~ Dynamic Data Exchange, DDE — один из методов взаимодействия процессов, реализованный в операционных системах семейства Microsoft Windows. Приложения, поддерживающие DDE, могут обмениваться данными и инструкциями. Большинство функций DDE утратили свое значение и заменены возможностями OLE. См. также взаимодействие процессов; встраивание и связывание объектов.

длинное имя ~ long name — имя папки или файла, более длинное, нежели это разрешено форматом 8.3 файловой системы FAT. Для клиентов MS-DOS Windows NT Server автоматически преобразует длинные имена файлов в короткие.

документ ActiveX ~ ActiveX Document — документ, содержащий управляющие элементы ActiveX, Java-апплеты или объекты ActiveX. Другие названия — активный объект или активный сценарий.

домен ~ domain — группа компьютеров сети Windows NT, объединенных общей базой данных каталогов. Домен обеспечивает единый набор учетных записей пользователей и групп для всех компьютеров домена, сопровождение которых возложено на администратора домена. Каждый домен имеет уникальное имя. См. также рабочая группа.

драйвер виртуального устройствасм. драйвер защищенного режима

драйвер защищенного режима ~ protected-mode driver — обеспечивает быстрый разделяемый доступ к устройству. Кроме того, операционные системы семейства Windows выполняют 32-разрядный код защищенного режима более эффективно, чем 16-разрядный код реального режима.

драйвер протокола ~ protocol driver — программный компонент, реализующий определенный протокол. Имеет стандартизованные интерфейсы с протоколами предыдущего и следующего уровня.

драйвер реального режима ~ real-mode driver — драйвер, предназначенный для работы в реальном режиме операционной системы MS-DOS. Такие драйверы не столь безопасны и устойчивы, как драйверы защищенного режима, которые используют преимущества архитектуры защищенного режима процессоров 80386 и последующих моделей.

драйвер сетевого адаптера ~ network card driver — промежуточный программный слой между сетевым адаптером и драйвером протокола, взаимодействующий непосредственно с сетевым адаптером. См. также драйвер протокола.

драйвер сетевого устройства ~ network adapter driver — программный компонент, координирующий работу программного обеспечения, компьютерной системы и сетевого адаптера. В частности, может управлять сетевым адаптером.

драйвер устройства ~ device driver — программный компонент, обеспечивающий взаимодействие операционной системы с оборудованием, устройством). Windows NT, например, не распознает подключенное устройство до тех пор, пока не будет установлен и сконфигурирован соответствующий драйвер. См. также устройство.

древовидный список ~ tree control — специализированный элемент управления, предназначенный для отображения иерархии объектов в виде дерева. Значки «плюс» (+) и «минус» (-) позволяют раскрывать и закрывать отдельные ветви. Древовидный список обычно применяют для отображения каталогов или связей между наборами контейнеров.

З

заглушка ~ stub — специальный интерфейсный объект, позволяющий клиенту и серверу общаться через границы процессов. Принимает вызов RPC от представителя процесса-клиента, распаковывает параметры и вызывает соответствующий интерфейс серверного объекта.

задержка ~ latency — время передачи пакета данных от одного компьютера другому.

закрыть ~ close — удалить диалоговое окно или окно приложения или закончить работу с приложением. Чтобы закрыть окно, щелкните значок-кнопку Close — она расположена в правом верхнем углу окна — или воспользуйтесь одноименной командой Close меню окна. Закрыв окно приложения. Вы прекратите работу программы.

И

ИБПсм. источник бесперебойного питания.

идентификатор класса ~ Class ID, CLSID — глобально-уникальный идентификатор типа OLE-объекта. Каждому типу, или элементу, OLE-объекта соответствует идентификатор класса в реестре, откуда его может считать любое приложение, нуждающееся в услугах объекта. Например, электронная таблица порождает элементы нескольких типов — ячейки, графики, листы макросов, каждый из которых идентифицируется уникальным идентификатором, обеспечивающим системе и приложениям доступ к этому элементу.

именованный канал ~ named pipe — один из механизмов взаимодействия, позволяющий процессу обмениваться данными с другим локальным или удаленным процессом.

имя источника данных ~ Data Source Name, DSN — логическое имя, предоставляющее функциям ODBC информацию о местонахождении данных, необходимом драйвере и т.д. Для настройки параметров имени источника данных применяется апплет ODBC Панели управления.

имя компьютера ~ computer name — имя длиной до 15 символов в верхнем регистре, уникально идентифицирующее компьютер в сети. Оно не может совпадать с именами других компьютеров сети.

индикатор выполнения ~ Progress Bar control — управляющий элемент. Отображает степень реализации (в процентах) конкретного процесса, постепенно заполняя шкалу слева направо.

инициализационный файл ~ initialization (INI) file — файл ОС Windows, где приложение хранит постоянно необходимую ему информацию (например, сведения о конкретных пользователях). Обычно название такого файла совпадает с названием исполняемого файла приложения, но с расширением .ini. В Windows 95 и Windows NT информация этого типа хранится в реестре, но INI-файлы по-прежнему поддерживаются в целях совместимости. См. также реестр.

инкапсуляция ~ encapsulation — в объектно-ориентированном программировании процесс сокрытия внутренней реализации данных и методов класса с целью абстрагирования. Открытый общедоступный интерфейс класса описывает его возможности; фактические же методы выполнения классом своих задач — его реализация — закрыты.

интегрированная среда разработки ~ Integrated Development Environment, IDE — интерфейс среды визуальной разработки приложений, ускоряющий процесс разработки за счет интеграции инструментов создания, программирования и отладки приложения.

Интернет ~ Internet — глобальная сеть, объединяющая множество региональных сетей. См. также World Wide Web, WWW.

интерфейс ~ interface — в модели многокомпонентных объектов набор связанных функций или описание абстрактного класса.

интерфейс lUnknown ~ lUnknown interface — предоставляет клиенту ссылки на другие интерфейсы объекта (средствами метода lUnkn own::QueryInterface), а также управляет созданием и уничтожением объекта (методы IUnknown::AddRef and lUnknown::Release). Все интерфейсы модели многокомпонентного объекта (СОМ) прямо или косвенно наследуют интерфейс I Unknown, поэтому перечисленные выше три метода этого интерфейса занимают первые три строчки виртуальной таблицы любого интерфейса.

интерфейс графических устройств ~ Graphics Device Interface, GDI — компонент ОС семейства Windows, реализованный в виде исполняемого модуля. Обрабатывает графические команды Windows-приложений и передает их соответствующему драйверу устройства, который и выполняет команды конкретного устройства вывода. Будучи промежуточным буфером между приложением и физическим устройством, GDI позволяет приложениям не зависеть от конкретного устройства, но эффективно взаимодействовать с ним.

интерфейс лицензирования ~ License Service Application Programming Interface, LSAPI — интерфейс прикладного программирования, предназначенный для автоматизации лицензирования программного обеспечения. Исключает надобность в разработке специализированных системах лицензирования.

интерфейс общего шлюза ~ Common Gateway Interface, CGI — стандартный интерфейс разработки приложений для HTTP-сервера. Создан Национальным центром суперкомпьютерных исследований, Университет штата Иллинойс, США.

интерфейс поставщика услуг ~ Service Provider Interface, SPI — интерфейс, позволяющий разрабатывать драйверы для конкретных служб.

интерфейс прикладного программирования ~ Application Programming Interface, API — набор библиотек динамической загрузки или исполняемых модулей, предоставляющих в распоряжение приложений многократно используемые компоненты.

интерфейс прикладного программирования речевых приложений ~ Speech Application Programming Interface, SAPI — элемент открытой архитектуры WOSA. Интерфейс, обеспечивающий работу систем распознавания речи и речевого ввода на Windows-платформах.

интерфейс прикладного программирования сервера Интернета ~ Internet Server Application Programming Interface, ISAPI — интерфейс для разработки расширений Web-серверов (в основном на базе Microsoft Internet Information Server). См. также интерфейс прикладного программирования.

интерфейс программирования коммуникационных приложении ~ Messaging Application Programming Interface, MAPI — интерфейс программирования коммуникационных приложений. Набор функций API Win32, позволяющий снабдить любое Windows-приложение коммуникационными возможностями. Включает функции и объектно-ориентированные интерфейсы, необходимые клиентскому приложению и поставщику услуг MAPI для управления адресацией, содержанием и хранением сообщений. Позволяет разрабатывать коммуникационные приложения, не зависящие от конкретной реализации системы сообщений. См. также Common Messaging Calls, CMC; Extended MAPI; Simple MAPI.

интерфейс программирования коммуникационных приложений ~ Telephony Application Program Interface, TAPI — набор системных вызовов, переадресующих фактический вызов соответствующей библиотеке-поставщику услуг конкретного устройства (например, модема). Позволяет приложению взаимодействовать с коммуникационной аппаратурой.

интерфейс службы телефонии Windows ~ Telephony Service Provider Interface, TSPI — позволяет создавать серверные службы, обрабатывающие запросы приложений, отвечающих стандарту Windows Telephony API. Интерфейс служб телефонии реализуется поставщиками услуг телефонии, которые связывают программную (DLL, драйверы устройств и микропрограммы) и аппаратную (платы расширения, телефоны, коммутаторы и сети) части воедино, образуя SPI-сервис.

интрасеть ~ intranet — закрытая сеть на основе протокола TCP/IP и технологий Интернета, которую можно подключить к Интернету. См. так-же Интернет; протокол управления передачей/ протокол Интернета.

исключение ~ exception — ошибочная ситуация, возникшая в результате выполнения команды. Исключения могут выявляться аппаратными компонентами, например попытка деления на ноль детектируется процессором, или программными компонентами, например операционная система исключает доступ приложения к чужой области памяти.

исполняемый модуль ~ program file — файл, запускающий программу. Обычно имеет расширение ЕХЕ, P1F, СОМ или ВАТ.

источник бесперебойного питания, ИБП Uninterruptible Power Supply, UPS — поддерживает работу компьютера при сбоях сетевого электроснабжения. Его включают между источником электроэнергии, например электрической розеткой, и компьютером или другим электронным оборудованием. Дополнительная функция — защита оборудования от повышения или понижения напряжения в сети, выбросов напряжения, электромагнитных шумов. Большинство высо-коклассных моделей имеет порт для взаимодействия с операционной системой защищаемого компьютера (например, Windows NT), что позволяет автоматически завершить работу системы.

К

канал ~ pipe — один из механизмов взаимодействия между процессами. Запись в канал и чтение из него аналогичны работе с файлом, однако фактически при этом используется общая область памяти для обмена данными. См. также именованный канал.

канальный уровень ~ Data Link Layer — второй уровень модели OS1. Отвечает за организацию потока битов, поступающего с физического уровня. См. также физический уровень.

каталог ~ directory — составной элемент файловой системы — структуры, организующей файлы на жестком диске. Каталог, другое название — папка, на компьютерах под управлением Windows NT, Windows 95 и Macintosh представляется в виде значка папки. Может содержать файлы и другие каталоги, вложенные папки. См. также дерево каталогов.

квант ~ time slice — мера процессорного времени, выделенного приложению. Обычно измеряется в миллисекундах.

класс ~ class — в терминах OLE — определение структуры данных и функций, предназначенных для манипулирования ими. Экземпляры класса называются объектами. В отношении аппаратуры этот термин применяется для описания групп устройств с точки зрения установки, управления драйверами и выделения ресурсов. Например, аппаратная комплектация компьютера в реестре Windows представлена в виде дерева, организованного на основе классов, a Windows 95 использует понятие класса при установке драйверов аппаратуры.

класс приоритета ~ priority class — определяет базовый приоритет приложения: низкий, обычный, высокий и реального времени. Модель приоритетов Windows состоит из 32 уровней. Класс приоритета процесса и уровень приоритета потока определяют базовый приоритет потока.

клиент ~ client — компьютер, использующий сетевые ресурсы, которые предоставлены другим компьютером, сервером. См. также рабочая станция;сервер.

клиент-серверная архитектура сети ~ client/server — сеть, в которой один или несколько компьютеров выполняют роль сервера, предоставляя ресурсы компьютерам-клиентам.

клиентский компонент ~ front end — в клиент-серверных приложениях этим термином обозначается часть распределенного приложения, выполняющаяся на компьютере-клиенте.

ключ ~ key — элемент реестра. Имеет название, тип и значение. См. также реестр.

кодовый компонент ~ code component — новое название программируемых элементов, ранее известных как OLE-серверы. Кодовые компоненты не предоставляют пользовательский интерфейс.

коды символов ~ character code — символы имеют свои коды. В наборах символов ASCII и OEM символы с кодами от 128 до 255 представляют собой расширенный набор, включающий символы рисования, графические и специальные символы.

команда ~ command — слово или фраза, которую нужно щелкнуть в меню или набрать в командной строке для выполнения определенного действия. Команду можно набрать в диалоговом окне Run, открываемом одноименной командой меню Start.

командная кнопка ~ command button — кнопка в диалоговом окне, щелкнув которую Вы выполните определенное действие или отмените его. Чаще всего встречаются две командные кнопки: ОК и Cancel. Если текст на кнопке заканчивается многоточием, например View..., ее щелчок раскрывает дополнительное диалоговое окно.

команды OLE ~ OLE verbs — действия, которые можно выполнять над OLE-объектом (например, редактирование или печать).

компонент ~ component — объект, соответствующий требованиям СОМ. Клиенты взаимодействуют с компонентом посредством указателя на интерфейс.

компонент ActiveX ~ ActiveX Component — объект, отвечающий стандартам СОМ. Клиенты взаимодействуют с таким объектом посредством двоичного интерфейса.

коннектор БД для Интернета ~ Internet Database

Connector, IDC — обеспечивает доступ клиентов Web-сервера на платформе Internet Information Server к ODBC-совместимым базам данных. Реализован в виде библиотеки динамической загрузки Httpodbc.dll, входящей в состав Internet Server API.

контейнер OLE ~ OLE Container — приложение, способное включать встроенные или связанные объекты в свой документ. В документе приложения-контейнера могут храниться и отображаться как OLE-объекты, так и данные самого приложения. Кроме того, приложение-контейнер позволяет редактировать существующие и добавлять новые объекты.

контекстное меню ~ context menu — меню, появляющееся рядом с выбранным объектом, обычно после щелчка объекта правой кнопкой мыши. Содержит контекстно-зависимые команды.

контекстно-зависимая справка ~ context-sensitive help — предназначена для отображения конкретной справочной темы. Кроме того, тем же термином обозначают номер справочной темы в файле справки.

кооперативная многозадачность ~ cooperative multitasking — не позволяет отбирать управление процессором у задачи. Задача сама решает, когда освободить процессор. Применяется в Windows 3.1 для выполнения Windows-приложений.

корневой каталог ~ root directory — каталог верхнего уровня компьютера, раздела или тома. См. также дерево каталогов.

корневой объект хранилища ~ root storage object — в терминологии структурированных хранилищ, базовый объект иерархии хранения. Может содержать вложенные хранилища и объекты-потоки. См. также структурированное хранилище.

короткое имя ~ short name — имя в формате 8.3 (имя длиной не более восьми символов, расширение — не более трех символов). Windows NT Server автоматически создает имя в этом формате для всех ресурсов сервера, чтобы обеспечить доступ к ним для клиентов MS-DOS и OS/2. См. также длинное имя.

курсор ~ cursor — механизм, обеспечивающий выполнение операций над индивидуальными столбцами результирующего или исходного набора данных. В SQL Server 6.0 ANSI SQL-курсо-ры реализованы на сервере. В предыдущих версиях курсоры поддерживались только средствами DB-библиотеки и ODBC.

кэш ~ cache — специальный вид памяти или часть ОЗУ, где содержится копия часто используемых данных. Обеспечивает быстрый доступ к повторно применяемым данным. Например, пользовательский профиль Windows NT содержит кэшированную копию локального реестра.

Л

линейка прокрутки ~ scroll bar — полоска в правом углу (или в нижней части) окна или поля списка, часть содержимого которого не видна. Позволяет посмотреть не поместившуюся часть документа, изображения или списка с помощью стрелок и ползунка. См. также прокрутка.

локализация ~ localization — перевод программного продукта, справочной системы и др. на язык конкретной страны.

локальная область видимости ~ local scope — если Вы объявили переменную в процедуре, она имеет локальную область видимости и доступна только внутри данной процедуры. Когда процедура завершается, переменная выходит из области видимости.

локальная вычислительная сеть, ЛВС ~ Local Area Network, LAN — группа компьютеров, расположенных в ограниченной зоне (например, в одной комнате, одном здании, группе близлежащих зданий) и соединенных коммуникационной линией, обеспечивающей взаимодействие устройств в сети.

М

маршалинг- marshaling — один из методов реализации вызовов функций за пределами процесса. Включает упаковку параметров интерфейса и их передачу процессу-адресату. См. также удаленный вызов процедуры.

маршрутизатор ~ router — устройство для соединения сетей различного типа, использующих разные архитектуры и протоколы. Работающие на сетевом уровне модели OSI могут коммутировать и направлять пакеты через несколько сетей. Обмениваясь служебной информацией, маршрутизаторы определяют лучший путь для передачи данных. Кроме того, они фильтруют широковещательные сообщения для локальной сети.

маска подсети ~ subnet mask — 32-битная маска, позволяющая получателю IP-пакета разделить его адрес на идентификатор сети и IP-адрес хоста.

массив ~ array — переменная, предназначенная для хранения фиксированного числа элементов одного типа. Элемент массива однозначно идентифицируется значением индекса. Изменение одного элемента массива не затрагивает все остальные.

мастер ~ wizard — средство помощи пользователю при выполнении сложной задачи в рамках приложения.

Международная организация по стандартизации ~ International Standards Organization, ISO — организация, объединяющая группы стандартизации различных стран. Например, США представлены ANSI, American National Standards Institute. ISO работает над созданием стандартов в области связи и обмена информацией. Одно из главных достижений — общепринятая семиуровневая эталонная модель взаимодействия открытых систем ISO/OS1.

метод ~ method — в объектно-ориентированном программировании процедура, обеспечивающая доступ к данным объекта.

метод индексно-последовательного доступа Indexed Sequential Access Method, ISAM — ускоряет поиск записей в больших базах данных на основе ее уникального идентификатора (ключа). В качестве ключа обычно выступает одно или несколько полей записи.

механизм сообщений ~ messaging — позволяет приложению взаимодействовать с компонентами операционной системы и другими приложениями.

многодокументный интерфейс ~ Multiple Document Interface, MDI — стандартная архитектура пользовательского интерфейса Windows-приложений. Позволяет пользователю одновременно работать с несколькими документами в разных окнах (в пределах клиентской области основного окна приложения).

многозадачность ~ multitasking — способность операционной системы одновременно (на самом деле реально только на многопроцессорных системах) выполнять несколько задач. «Истинно» многозадачная операционная система может выполнять столько задач, сколько имеется процессоров. Если же задач больше, чем процессоров, используется механизм разделения процессорного времени, при котором каждая выполняемая задача занимает процессор на ограниченное время, после чего он переключается на выполнение другой запущенной задачи и т.д. Противоположный пример — однозадачность, когда для выполнения нового процесса необходимо сначала завершить текущий. См. также многопроцессорная обработка.

многопроцессорная обработка ~ multiprocessing — позволяет многопроцессорному компьютеру одновременно выполнять несколько потоков, по одному на процессор. Многозадачная операционная система лишь имитирует одновременное выполнение нескольких потоков, а многопроцессорная ОС их действительно выполняет.

модель защиты Intel ~ Intel Protection Model — защищает код и данные ОС от случайного или преднамеренного изменения со стороны менее привилегированного кода с помощью четырех уровней привилегий, называемых кольцами. Определяется архитектурой процессора Intel 80386 и следующих моделей.

модель многокомпонентного объекта ~ Component Object Model, СОМ — определяет стандарт взаимодействия между объектами-приложениями и объектами-компонентами, например Microsoft Word или приложение на Visual Basic, и совместного использования данных. Объекты могут находиться в одном процессе, в разных процессах или даже на разных компьютерах. Языковая независимость СОМ позволяет использовать объекты повторно в различных приложениях и программных средствах. Взаимодействие компонентов осуществляется средствами стандартных или специализированных интерфейсов СОМ.

мост ~ bridge — устройство, связывающее две сети и обеспечивающее компьютерам каждой из них доступ к ресурсам другой. Функционирует на канальном уровне модели OSI.

Н

набор ~ collection — в объектно-ориентированном программировании — класс, хранящий и обрабатывающий группу объектов класса или объектов стандартных типов. Характеризуется формой и методом организации и хранения объектов и типом элементов.

набор записей ~ Recordset — набор записей источника данных, основанный на таблице, запросе или хранимой процедуре. В набор могут входить записи из нескольких таблиц, но не из разных источников данных.

набор томов ~ volume set — логически единый набор разделов диска.

наследование ~ inheritance — в объектно-ориентированном программировании, метод создания новых классов на основе существующих. Производный класс наследует свойства базового класса и, кроме того, расширяется посредством добавления новых данных и функций, а также средствами виртуальных функций. Наследование может быть одиночным, когда новый класс основан на одном базовом, или множественным — когда новый класс основан на нескольких базовых классах; в последнем случае новый класс наследует свойства всех базовых классов.

О

область видимости ~ scope — в программировании часть программы, где доступна данная переменная, константа или тип данных. В применении к сценариям — часть Web-страницы, в пределах которой можно обращаться к переменной. См. также локальная область видимости; область видимости уровня сценария.

область видимости уровня сценария ~ script-level scope — если переменная объявлена вне процедуры, она доступна всем процедурам на Web-странице или, другими словами, имеет область видимости уровня сценария. Такие переменные доступны все время, пока Web-страница отображается в программе просмотра.

общий ресурс ~ shared resource — любое устройство, данные или программа, используемое более чем одним устройством или программой. В контексте ОС Windows этим термином называют любой ресурс, доступный пользователям сети (файлы, папки, принтеры и т.п.), а также ресурсы сервера, доступные клиентам. См. также именованный канал.

объект ~ object — (1) элемент или компонент, идентифицируемый своими свойствами, функциями или связью с другими объектами; (2) любой набор данных, созданный Windows-прило-женим с поддержкой функций OLE, который можно встроить в другой документ или связать с ним.

объект OLE ~ OLE object — элемент данных приложения, поддерживающего OLE. Например, рабочая книга, модуль, диаграмма или ячейка электронной таблицы.

объект-клиент ~ client Object — объект, запрашивающий услуги сервиса. Конкретный объект может выступать в качестве клиента для одних запросов и как сервер — для других. См. также объект-сервер.

объект-поток ~ stream object — тип OLE-объекта, применяемый в реализации структурированных хранилищ. Предназначен для хранения данных любого типа. См. также объект-хранилище; структурированное хранилище.

объект-сервер ~ server object — объект, обрабатывающий запросы клиентов. Один и тот же объект может выполнять роль сервера для одних запросов и клиента — для других. См. также объект-клиент.

объект-хранилище ~ storage object — тип OLE-объекта, применяемый в реализации структурированных хранилищ. Объект-хранилище — аналог каталога файловой системы — может содержать вложенные объекты как того же типа, так и объекты-потоки (аналогичные файлам).

объектно-ориентированное программирование, ООП ~ Object-Oriented Programming, OOP — в традиционном процедурном программировании (например, на языках С, Fortran и COBOL) данные и методы их обработки разделены. В ООП они, напротив, объединены в объекты. Другие характеристики ООП — наследование, производные классы, полиморфизм и виртуальные функции. C++ — пример языка объектно-ориентированного программирования.

объекты доступа к данным ~ Data Access Objects, DAO — набор объектов высокого уровня, освобождающий разработчика от забот о физическом уровне операций чтения и записи данных БД. Например, в приложении, ориентированном на работу с БД, в качестве объектов доступа к данным могут выступать базы данных, описания таблиц и запросов, поля, индексы и т.д.

объекты удаленного доступа к данным ~ Remote Data Objects, RDO — объекты и наборы для работы с удаленными ODBC-совместимыми базами данных. RDO представляет собой объектную надстройку над API ODBC. Подобно интерфейсу и серверам автоматизации СОМ, RDO можно вызывать из любой 32-разрядной среды разработки.

однодокументныи интерфейс ~ Single Document Interface, SDI — тип пользовательского интерфейса, позволяющий работать только с одним документом. Пример SDI-приложения — программа WordPad.

одноранговая сеть ~ peer-to-peer network — сеть, в которой нет выделенных серверов или иерархического построения компьютеров. Все компьютеры считаются равноправными. Обычно каждый компьютер выступает в роли и сервера, и клиента.

одноранговый ~ peer — употребляется по отношению к устройствам многоуровневой сети, функционирующим на одном уровне.

оперативная память, ОЗУ ~ Random Access Memory, RAM — полупроводниковая энергозависимая память, открытая для чтения и записи со стороны микропроцессора или других аппаратных устройств. Доступ может осуществляться по произвольному адресу. См. также память.

оперативная подсказка ~ tooltip — маленький ярлычок, обычно с описанием функции элемента управления, который выводится на экран, когда курсор мыши на некоторое время задерживается на элементе управления.

открытая архитектура сервисов Windows Windows Open Services Architecture, WOSA — открытый набор интерфейсов для интеграции компьютеров под управлением ОС семейства Windows с сервисами различных внешних систем независимых производителей. Позволяет приложениям ПК пользоваться различными сервисами, не заботясь о фактической организации сети, архитектуре компьютеров и других характеристиках внешних систем.

отложенное связывание ~ late binding — метод проверки у объекта наличия вызванных клиентом методов на стадии выполнения. Самый неэффективный, хотя иногда и незаменимый, метод. Пример — функция, которая может работать, скажем, с тремя типами объектов. В этом случае ссылку на объект на стадии компиляции нельзя описать явно (с указанием класса), и поэтому необходимо отложенное связывание.

очередь сообщений ~ message queue — хранилище адресованных приложению сообщений компонентов системы. Сообщения составляются при возникновении значимых системных событий.

П

пакет ~ packet — блок информации сетевого уровня, передаваемый между станциями сети. Содержит данные из протоколов более высокого уровня, а также заголовок с идентификатором, адресами отправителя и получателя, иногда — поля данных контроля ошибок.

память ~ memory — область для временного хранения информации и программ.

панель инструментов ~ toolbar — набор элементов управления, ограниченный рамкой. Их часто применяют, чтобы обеспечить пользователю быстрый доступ к определенным командам или параметрам.

папка ~ folder — контейнер для хранения файлов.

пароль ~ password — строка символов, которые надо ввести для регистрации в системе или доступа к ресурсу. Например, пароли учетных записей пользователей Windows NT имеют длину до 14 символов в верхнем и нижнем регистрах. Это — один из методов защиты, применяемый для ограничения доступа к учетной записи пользователя и ресурсам компьютера.

переменная ~ variable — именованное хранилище значения некоторого типа, доступное программе при ее выполнении.

переменная среды ~ environment variable — набор параметров и присвоенное им имя, которым может пользоваться операционная система; представлены в одной строке.

персональный компьютер, ПК ~ PC — компьютер под управлением операционной системы MS-DOS, OS/2, Windows for Workgroups, Windows 95, Windows NT Workstation или Windows NT Server.

планирование ~ scheduling — распределение тактов процессора между потоками.

плата сетевого адаптера ~ network adapter card — плата расширения, необходимая для подключения компьютера к ЛВС.

плоский шлюз ~ flat thunk — реализован только в Windows NT, позволяет Win32-пpилoжeнию загрузить и вызвать 16-разрядную библиотеку, и наоборот. См. также базовый шлюз.

по умолчанию ~ default — операция или значение, применяемое системой в отсутствие явного выбора со стороны пользователя.

подкачка ~ paging — механизм, позволяющий операционной системе продолжить выполнение процесса, исчерпавшего доступную ему физическую память. Заключается в вытеснении других процессов в страничный файл на жестком диске для освобождения физической памяти. См. также страничный файл.

подключ ~ subkey — ключ в составе другого ключа реестра; аналогичен вложенному каталогу иерархии файловой системы. Ключи и подключи реестра играют ту же роль, что разделы и подразделы lNI-файлов предыдущих версий Windows. См. также ключ; реестр.

подпись кода ~ code signing — гарантирует пользователю, что компонент был создан квалифицированным разработчиком.

подпрограмма ~ sub procedure — в программировании это процедура, выполняющая определенную функцию или решающая конкретную задачу. В отличие от процедуры-функции не возвращает значение.

подсистема сообщении MAPI ~ MAPI Messaging Subsystem — компонент операционной системы, обрабатывающий вызовы функций MAPI и выполняющий необходимые действия. Подсистемой называется потому, что является подмножеством операционной системы.

поле рукописного ввода ~ handwriting control — управляющий элемент для ввода рукописного текста. Этот элемент управления передает введенный пером текст одному или нескольким средствам распознавания, которые интерпретируют его и преобразуют в соответствующее цифровое представление.

поле списка ~ list box — элемент управления; содержит список возможных вариантов значений параметра (например, список файлов каталога). Если все данные не помещаются в поле списка, воспользуйтесь линейкой прокрутки.

поле форматированного текста ~ rich-text box — управляющий элемент, напоминающий многострочное поле редактирования. Поддерживает форматирование абзацев и отдельных символов.

ползунок ~ slider control — управляющий элемент для регулировки интенсивности, например громкости или яркости. Он состоит из шкалы, задающей диапазон допустимых значений, и стрелки, указывающей текущее значение параметра. Пользователь перемещает стрелку ползунка мышью или клавишами управления курсором.

полиморфизм ~ polymorphism — концепция единого интерфейса для нескольких функций. Например, несколько классов могут определять функцию печати в формате, подходящем для объектов этого класса. Полиморфизм позволяет компилятору заменить обобщенный вызов вызовом конкретной функции.

полная стоимость владения ~ Total Cost of Ownership, TCO — описывает все затраты на реализацию технологии, включая сопровождение, обучение пользователей, содержание персонала и модернизацию.

полоса пропускания ~ bandwidth — в теории передачи сигналов, разность высшей и низшей частот диапазона. Например, телефонный канал обеспечивает полосу пропускания 3 кГц (от 300 до 3300 Гц). Чем шире полоса пропускания компьютерных сетей, тем быстрее проходят данные по сети.

пользовательский режим ~ user mode — один из двух режимов выполнения приложений. В отличие от режима ядра, не обеспечивает защиту приложения средствами архитектуры процессора: эта обязанность возложена на операционную систему, которая ограничивает доступное приложению адресное пространство. Для доступа к системным сервисам приложение пользовательского режима обращается к специальным интерфейсам.

порт ~ port — устройство для обмена информацией между компьютером и любым другим его устройством, например платой сетевого адаптера.

поставщик услуг Интернета ~ Internet service provider, ISP — компания, предоставляющая доступ к Интернету по телефонным каналам или выделенным линиям.

поток ~ thread — исполняемый элемент процесса, состоящий из счетчика, двух стеков (пользовательского режима и режима ядра) и набора значений регистров. Все потоки процесса обладают равными правами доступа к адресному пространству, дескрипторам объектов и другим ресурсам своего процесса. В Windows 95 потоки реализованы в виде объектов.

почтовое отделение ~ postoffice — место для временного хранения сообщений до их загрузки на компьютер-клиент. Реализовано в виде иерархии каталогов на сервере без каких-либо программных компонентов.

представитель ~ proxy — компьютер, анализирующий адресаты запросов и отвечающий на запросы, пришедшие из-за пределов локальной сети. В терминологии СОМ — интерфейсный объект, упаковывающий параметры для подготовки удаленного вызова. Представитель выполняется в адресном пространстве отправителя запроса и обменивается данными с соответствующим объектом (например, заглушкой) в адресном пространстве процесса — получателя запроса. См. также заглушка; маршалинг.

представительский уровень ~ presentation layer — шестой уровень модели OSI. Определяет формат, используемый для обмена данными между компьютерами сети. На посылающем компьютере этот уровень преобразует данные из формата, в котором они поступают от прикладного уровня, в общий (промежуточный) формат. На принимающем компьютере этот уровень преобразует промежуточный формат в первоначальный, используемый прикладным уровнем. Кроме того, управляет сетевой системой безопасности, предоставляя такие услуги, как шифрование данных. Задает правила передачи данных, сжимает данные для уменьшения числа передаваемых битов. См. также эталонная модель взаимодействия открытых систем.

прикладной уровень ~ application layer — высший, седьмой, уровень модели OSI. Обеспечивает взаимодействие прикладных процессов с сетевыми сервисами, реализуя службы, непосредственно доступные приложению.

приложение ~ application — программа, предназначенная для выполнения какого-либо вида работ, например обработки текстов. В большинстве случаев эквивалентен термину «программа».

программа просмотра Web ~ Web browser — программа-клиент (например, Microsoft Internet Explorer) для доступа к информации, предоставляемой серверами World Wide Web. Запрашивает документ у сервера, интерпретирует коды HTML и отображает документ на экране компьютера.

прокрутка ~ scroll — перемещение текста или графики (вверх, вниз, влево, вправо) для просмотра той его части, которая не помещается в пределах окна или экрана.

пропускная способность ~ throughput — скорость прохождения данных через какой-либо компонент, канал связи или систему. Хороший индикатор общей производительности системы, так как свидетельствует о качестве совместной работы компонентов при передаче данных от одного компьютера к другому (показатель — сколько байт или пакетов передается по сети в единицу времени).

протокол ~ protocol — набор правил и соглашений, обеспечивающий максимальную скорость и наименьшее число ошибок при связи компьютеров друг с другом и с периферийными устройствами. Взаимосогласованные протоколы различных уровней составляют стек протоколов. Windows 95 поддерживает протоколы NetBEUI, TCP/IP и IPX/SPX-совместимые протоколы.

протокол двухточечного соединения ~ Point-to-Point Protocol, PPP — стандартный протокол, служащий основой средств удаленного доступа Windows 95. Обеспечивает взаимодействие ПО удаленного доступа разных производителей.

протокол динамической конфигурации хоста ~ Dynamic Host Configuration Protocol, DHCP — протокол автоматической настройки хостов в сетях на базе протокола TCP/IP, предусматривающий динамическое выделение IP-адресов и других параметров конфигурации.

протокол Интернета ~ Internet Protocol, IP — протокол сетевого уровня модели OSI, транспортный протокол стека протоколов TCP/IP. См. также протокол управления передачей/протокол Интернета.

протокол передачи гипертекстовой информации ~ Hypertext Transfer Protocol, HTTP — метод передачи документов WWW по Интернету. Представляет собой простой протокол прикладного уровня для распределенных взаимодействующих информационных систем. Важные особенности HTTP — возможность согласования типа передаваемых данных, что позволяет строить на его основе системы, не зависящие от вида представления данных.

протокол передачи новостей ~ Network News Transfer Protocol, NNTP — протокол, обеспечивающий рассылку клиентам информационных сообщении по Интернету. Сообщения хранятся в базе данных сервера NNTP, что позволяет клиенту выбрать из них только нужные. Обеспечивает возможность рассылки, поиска, отбора и публикации сообщений, а также средства индексации и поддержка перекрестных ссылок.

протокол передачи файлов ~ File Transfer Protocol, FTP — обеспечивает передачу файлов между локальным и удаленным компьютером. Поддерживает несколько команд, которые реализуют двухстороннюю передачу двоичных и ASCII-файлов между компьютерами. FTP-клиент — одна из утилит протокола TCP/IP.

протокол пользовательских дейтаграмм ~ User Datagram Protocol, UDP — транспортный протокол без состояния и без гарантии доставки пакетов. Широко применяется в широковещательной рассылке IP-дейтаграмм. Поскольку доставка не гарантирована, протокол прикладного уровня, пользующийся UDP, должен реализовать собственные механизмы контроля. В сетях на базе продуктов Microsoft UDP применяется для регистрации, просмотра сетевых ресурсов и разрешения имен.

протокол почтового отделения ~ Post Office Protocol (POPx) — протокол, обеспечивающий рабочей станции доступ к почте на сервере. Обычная реализация заключается в том, что сервер РОР3 обеспечивает рабочей станции доступ к почте, хранящейся на сервере SMTP.

протокол управления передачей ~ Transmission Control Protocol, TCP — протокол, обеспечивающий разбиение потока данных на пакеты и их доставку по сети. Устанавливает надежный последовательный канал передачи данных. См. также протокол управления передачей/протокол Интернета.

протокол управления передачей/протокол Интернета ~ Transmission Control Protocol/Internet Protocol, TCP/IP — набор сетевых протоколов, обеспечивающий связь в гетерогенных сетях. Включает стандарт связи и набор соглашений о соединениях и маршрутизации. Базовый протокол Интернета.

процесс ~ process — объект, состоящий из исполняемого модуля, виртуального адресного пространства и одного или нескольких потоков.

путь ~ path — указывает местонахождение файла в иерархической структуре дерева каталогов.

Р

рабочая группа ~ workgroup — несколько компьютеров, объединенных в сеть и совместно использующих ресурсы. Кроме того, одна из двух моделей организации сети Windows NT. См. также домен.

рабочая станция ~ workstation — подключенный к сети компьютер, использующий ресурсы сервера. См. также клиент; сервер.

рабочий стол ~ desktop — фон экрана, на котором расположены окна, значки и т.п.

раздел ~ partition — часть жесткого диска, функционирующая как отдельный диск. См. также системный раздел.

разделитель ~ delimiter — специальный символ, который разграничивает элементы программы или набора данных. В программах в качестве ограничителей, например, применяются операторные скобки, отделяющие друг от друга фрагменты кода. В базе данных, как правило, применяются два типа разделителей: для полей и для записей.

разработчик оригинальной продукции ~ Original Equipment Manufacturer, OEM — обычно употребляется в отношении производителей ПК. В частности, версии программного обеспечения, предназначенные для установки на собранные компьютеры, обычно называются OEM Service Release (OSR).

раннее связывание ~ early binding — выполнение проверки ссылок на OLE-объекты в коде приложения Microsoft Visual Basic for Applications на стадии компиляции в противоположность отложенному связыванию, когда эта операция осуществляется на стадии выполнения приложения. Раннее связывание предпочтительнее отложенного, так как значительно эффективнее. Тем не менее отложенное связывание поддерживают все приложения, использующие OLE-автоматиза-цию, а раннее — лишь немногие.

распознавание речи ~ speech recognition — позволяет пользователям отдавать команды компьютеру голосом, упрощает взаимодействие с приложениями.

распределенная многокомпонентная модель Distributed Component Object Model, DCOM — применяется для интеграции распределенных клиент-серверных и Web-приложений.

расширение ~ extension — расширение имени файла обычно описывает тип файла/каталога или программы, ассоциированной с этим файлом. Файловая система MS-DOS ограничивает длину расширения четырьмя символами, первый из которых — обязательный — точка. Файловая система Windows NT допускает имена файлов, включая расширение, длиной до 255 символов.

региональная сеть ~ Wide Area Network, WAN — сеть или объединение сетей, выходящее за рамки одного здания. См. также локальная вычислительная сеть, ЛВС.

регистрироваться ~ log on — входить в систему, вводя имя пользователя и пароль.

редактор реестра ~ registry editor — утилита для просмотра и изменения параметров, хранящихся в реестре. Входит в состав Windows 95 и Windows NT.

реестр ~ registry — иерархическая база данных, которая содержит информацию о конфигурации компьютера и об учетных записях пользователей, а также о приложениях. В этом качестве заменил INI-файлы предыдущих версий Windows.

режим ядра ~ kernel mode — режим исполнения кода под защитой архитектуры процессора.

резидентная программа ~ terminate-and-stay resident program, TSR — приложение MS-DOS, расположенное в памяти и ожидающее событий, на которые оно реагирует.

результирующий набор ~ resultset — в RDO это записи, составляющие результат выполнения запроса.

ресурс ~ resource — часть компьютерной системы или сети (диск, принтер или область памяти), которая может быть предоставлена программе или пользователям локальной сети.

речевой синтез ~ text-to-speech — преобразование текста ANSI или Unicode в речь, позволяющее компьютеру разговаривать с пользователем.

С

свойство ~ property — атрибут или характеристика, определяющая состояние, вид или значение.

связанный объект ~ linked item — ссылка на внешний объект и его представление в документе-контейнере. Сам объект хранится во внешнем файле. При изменении содержимого объекта автоматически обновляется ссылка и его представление в документе-контейнере. См. также встроенный объект.

сеансовый уровень ~ session layer — пятый уровень модели OSI. Позволяет двум приложениям на различных компьютерах устанавливать, поддерживать и завершать соединение, называемое сеансом. Выполняет распознавание имен и ряд других функций (например, функции безопасности, необходимые для поддержания связи двух приложений по сети). Обеспечивает синхронизацию задач и диалог между взаимодействующими процессами, решая, какой стороне передавать данные, когда, как долго и т.д. См. также эталонная модель взаимодействия открытых систем.

сервер ~ server — компьютер, предоставляющий свои ресурсы пользователям сети. См. также клиент.

серверный компонент ~ back end — в клиент-серверных приложениях этим термином обозначается часть распределенного приложения, выполняющаяся на сервере.

серверный курсор ~ server-side cursor — курсор, реализованный на сервере, а не на компьютере-клиенте. Применение серверных курсоров снижает сетевой график за счет уменьшения объема данных, передаваемых клиенту. См. также курсор.

сервис ~ service — процесс, выполняющий какую-либо системную функцию. Часто снабжен интерфейсом прикладного программирования, который обеспечивает другим процессам доступ к услугам сервиса. Если API сервиса поддерживает удаленный вызов процедур, его можно вызывать с удаленных компьютеров. См. также интерфейс прикладного программирования; удаленный вызов процедуры.

сервис удаленного доступа ~ Remote Access Service, RAS — обеспечивает доступ к сети удаленным и мобильным пользователям, а также администраторам для решения задач удаленного управления распределенной сетью. Пользователь сервиса RAS по телефонному каналу получает доступ ко всем ресурсам сети, включая средства печати, электронную почту и доступ к базам данных SQL.

сервисы данных ~ data services — сервисы нижнего уровня распределенного приложения для работы с БД.

сетевое имя ~ share name — имя общего ресурса.

сетевой протокол ~ network protocol — программный компонент, обеспечивающий связь компьютеров сети. Например, TCP/IP — протокол Интернета. См. также протокол управления передачей/протокол Интернета.

сетевой уровень ~ network layer — третий уровень эталонной модели OSI. Отвечает за адресацию пакетов и преобразование логических адресов и имен сетевых узлов в их физические адреса. Определяет маршрут данных от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю на основе информации о состоянии сети, приоритета услуги и других факторов. Кроме того, выполняет такие задачи по управлению трафиком, как переключение, маршрутизация и контроль перегрузки сети.

сеть ~ network — два и более компьютеров, соединенных физическими проводами и снабженных программным обеспечением, позволяющим им обмениваться информацией.

сеть с центральным сервером ~ central file server — сеть, в которой один из компьютеров выполняет функции сервера, предоставляя ресурсы другим компьютерам сети. См. также клиент-серверная архитектура сети.

симметричная многопроцессорная обработка ~ symmetric multiprocessing — выполнение приложений на нескольких процессорах системы. Каждый процессор в этой модели может выполнять как код приложений, так и код операционной системы.

синтаксис ~ syntax — порядок элементов команды операционной системы или выражения языка программирования.

система имен доменов ~ Domain Name System, DNS — другое название — сервис BIND BSD-клона ОС UNIX. Это иерархически построенная служба имен хостов TCP/IP, позволяющая пользователям применять имеющие смысл имена хостов TCP/IP вместо IP-адресов. Сервер DNS ведет базу данных, в которой именам хостов сопоставлены их IP-адреса. Любой хост, обратившись к серверу DNS, может по имени нужного ему компьютера узнать его IP-адрес. Не следует путать домены DNS с доменами сети Windows NT.

система управления базами данных, СУБД Database Management System, DBMS — уровень программного обеспечения, промежуточный между физической базой данных и ее пользователем. СУБД обрабатывает все запросы пользователя к БД, например, на выборку или на обновление данных, освобождая его от забот о физическом формате, местонахождении и организации данных. Кроме того, СУБД часто обеспечивает защиту и целостность данных. См. также база данных.

системный раздел ~ system partition — раздел диска, на котором хранятся файлы операционной системы. См. также раздел.

слой абстрагирования от аппаратуры ~ Hardware Abstraction Layer, HAL — изолирующий уровень, отделяющий код операционной системы от аппаратуры компьютера. Позволяет ОС, не теряя производительности на любой платформе, не зависеть от аппаратуры.

служба имен Интернета Windows ~ Windows Internet Name Service, WINS — сервис преобразования имен компьютеров сети на базе Windows в их IP-адреса в маршрутизируемой среде. WINS-сервер, выполняющийся на компьютере под управлением Windows NT Server, отвечает за регистрацию и поиск имен.

событие ~ event — в терминологии OLE это уведомление, отправляемое одним объектом другому, например управляющим элементом контейнеру, в случае наступления события, например действия пользователя, требующего реакции объекта. В принципе, тем же термином обозначается любое значимое событие или действие, требующее реакции со стороны операционной системы или приложения. Примеры событий — щелчок кнопки мыши или ее перемещение, нажатие клавиши на клавиатуре и т.д.

сокет ~ socket — канал, обеспечивающий передачу данных между компьютерами сети. Интерфейс Windows Sockets позволяет разрабатывать приложения для работы с сокетами протокола TCP/IP.

составной документ ~ compound document — документ с данными в различных форматах, например аудио- или видеоклипы, в составе приложения-контейнера. Данные любого типа встраиваются в составной документ или могут быть связаны с ним.

спецификация интерфейса сетевых устройств Network Device Interface Specification, NDIS —

стандарт, определяющий интерфейс между драйверами плат сетевого адаптера и драйверами сетевых протоколов. Преимущество — мультиплексирование протоколов для использования нескольких стеков протоколов с одной сетевой платой.

средства речевого ввода- speech engine — позволяют снабдить приложение речевыми функциями.

страница памяти ~ page — блок памяти фиксированного размера.

страничный файл ~ swap file — специальный файл на жестком диске компьютера, составная часть системы виртуальной памяти Windows NT. Используется для временного хранения содержимого физической памяти, которое не применяется в данный момент.

строка ~ string — набор данных, состоящий из символов. Обычно применяется для представления текста.

строка заголовка ~ title bar — горизонтальная строка с названием в верхней части окна или диалога. Обычно помимо названия содержит значок приложения и три кнопки: Maximize, Minimize и Close.

строка меню ~ menu bar — горизонтальная строка с названиями меню приложения. Обычно расположена непосредственно под строкой заголовка окна.

строка состояния ~ status bar — специальная область в нижней части окна, где отображается разнообразная информация, например текущая дата или сообщения приложения. Строка состояния обычно конфигурируется, как часть окна. Не все окна снабжены строкой состояния.

структурированное хранилище ~ structured storage — OLE-модель, позволяющая объектам эффективно управлять хранением своих данных.

структурированное хранилище OLEсм. структурированное хранилище.

сценарий ~ scripting — код, включенный в состав Web-страницы. Может выполняться на компьютере-клиенте (в этом случае сценарий называется клиентским) или на сервере до возврата страницы клиенту (серверный сценарий).

Т

тайм-аут ~ time-out — время, в течение которого компьютер ожидает ответ от устройства, компонента или пользователя; далее — считает его отключившимся.

текстовый файл ~ ASCII (text) file — файл в текстовом формате ASCII, American Standard Code for Information Interchange). Другие названия: текстовый файл, только текст, текстовый файл ASCII. Может содержать символы, пробелы, знаки пунктуации, некоторые специальные символы, символы возврата каретки, табуляции и конца файла, но не информацию о форматировании. Применяется в качестве стандартного формата для обмена данными между приложениями, у которых отсутствует общий тип документа или специальные средства экспорта и импорта документов друг друга.

технология ActiveX ~ ActiveX technology — основанная на СОМ-технология, объекты которой служат строительными блоками для создания Windows-приложений. Средствами ActiveX можно создавать управляющие элементы, документы и компоненты для рабочего стола и Интернета. Компоненты ActiveX разрабатывают на многих языках программирования, включая все среды разработки производства компании Microsoft.

тип данных ~ data type — в программировании это определение набора данных, задающее метод хранения данных, пределы их изменения и операции, которые можно выполнять над этими данными.

том ~ volume — раздел или набор разделов, подготовленный для использования файловой системой.

точка вставки ~ insertion point — место, куда вставляют набираемый текст. В диалоговых окнах и окнах приложений точка вставки обычно отмечена мерцающей вертикальной чертой.

традиционные системы ~ legacy system — собирательный термин для обозначения Unix-систем, мэйнфреймов компании IBM и других систем, которые можно объединить с новыми решениями для повышения эффективности и снижения расходов.

традиционный ~ legacy — аппаратура и устройства, не соответствующие стандарту Plug-and-Play.

транзакция ~ transaction — последовательность изменений состояния базы данных и ее схемы. Начало транзакции отмечается оператором BeginTrans; собственно транзакция выполняется оператором CommitTrans, а ее результаты можно отменить оператором Rollback. Транзакции бывают условными и вложенными (до пяти уровней). Обеспечивают эффективное выполнение операций с БД и гарантируют их завершенность и непротиворечивость.

транспортный уровень ~ transport layer — четвертый уровень модели OSI. Предоставляет услуги сеансовому уровню по транспортировке пакетов данных. Управляет передачей пакетов данных, обеспечивая их целостность: обнаруживает и частично устраняет ошибки, укрупняет либо разукрупняет пакеты данных, устанавливает приоритеты при передаче, восстанавливает пакеты, потерянные нижними уровнями протоколов. См. также эталонная модель взаимодействия открытых систем.

трехуровневая архитектура ~ 3-Tier Architecture — архитектура приложений, позволяющая разделить данные, бизнес-логику и сервисы представления. Каждый из этих компонентов независим и может быть заменен, например, при модернизации, не затрагивая все остальные.

триггер ~ trigger — набор условий, при наступлении которых выполняется действие. Обычно применяется по отношению к реляционным базам данных, где триггеры используются для автоматического запуска хранимых процедур.

У

удаленное администрирование ~ remote administration — администрирование компьютера с другого (удаленного) компьютера, подключенного к первому по сети.

удаленный вызов процедуры ~ Remote Procedure Call, RPC — процедурно-ориентированный механизм обмена сообщениями, позволяющий распределенному приложению вызывать системные службы на разных компьютерах сети. Применяется, в частности, для удаленного администрирования.

указатель ~ pointer — переменная, в которой хранится адрес памяти.

универсальная передача данных ~ Uniform Data

Transfer, UDT — набор интерфейсов OLE для стандартизации обмена данными. Позволяет не заботиться о фактической реализации методов обмена.

универсальное соглашение об именах ~ Universal

Naming Convention, UNC — позволяет указывать полное имя сетевого ресурса с помощью следующего синтаксиса: \\имя_сервера\имя_ресурса.

универсальный доступ к данным ~ Universal Data Access, UDA — стратегия, базирующаяся на ADO и OLE DB. OLE DB поддерживает доступ почти к любым данным, a ADO облегчает разработку приложении за счет богатых структурных возможностей OLE DB.

универсальный указатель ресурса ~ Uniform Resource Locator, URL — уникальный идентификатор ресурса в Интернете. Первая часть указателя обычно описывает протокол доступа к ресурсу (например, HTTP, FTP, IRC или Gopher).

уникальный идентификатор ~ Universally Unique Identifier, UUIDсм. глобально-уникальный идентификатор.

управляющий элемент ActiveX ~ ActiveX Control — новое название программируемых элементов, ранее называвшихся управляющими элементами OLE (OLE Controls, OCX или OLE Custom Controls). Управляющие элементы предыдущего поколения, разработанные с помощью MFC Control Developer's Kit соответствуют спецификации ActiveX.

упрощенный протокол доступа к каталогам Lightweight Directory Access Protocol, LDAP — протокол, обеспечивающий клиенту доступ к информации сервиса каталогов на базе соединения TCP (порт 389). Разработан Мичиганским университетом для упрощения доступа к сервису каталогов Х.500. Меньшая требовательность к ресурсам по сравнению с протоколом доступа к каталогу (Directory Access Protocol, DAP) делает его весьма удобным для применения в Интернете.

упрощенный протокол передачи почты ~ Simple Mail Transfer Protocol, SMTP — один из протоколов набора TCP/IP, управляющий передачей почтовых сообщений.

уровень приоритета ~ priority level — Windows поддерживает 32 уровня приоритетов потоков; 16 из них переменные, что позволяет планировщику изменять приоритет потока в соответствие с ситуацией. Другие 16 приоритетов фиксированы (так называемые приоритеты реального времени) и не могут быть изменены во время выполнения потока. Функции API Win32 обеспечивают доступ к переменным и фиксированным классам и к большинству приоритетов каждого уровня.

устройство ~ device — общее название компонентов компьютера, например принтер, последовательный порт или любое другое периферийное устройство. Как правило, взаимодействие операционной системы с устройством обеспечивает специальный программный компонент — драйвер устройства. См. также драй вер устройства.

устройство ввода/вывода ~ I/O device — обеспечивает прием информации от компьютера и передачу информации компьютеру. Типичные примеры — жесткий диск (двунаправленное устройство), клавиатура (только ввод информации) или монитор (только вывод). Большинство таких устройств требуют специального драйвера устройства. См. также драйвер устройства.

Ф

файл ~ file — именованный набор данных, хранящийся в файловой системе, например, на жестком диске). Может представлять собой документ или программу.

файловая база данных ~ file-based database — тип распределенной БД, использующий файл-серверную архитектуру. Типичные примеры — Microsoft Jet и FoxPro. Данные и индексы в этой модели обычно хранятся на сервере и передаются клиенту по запросу, а основная масса обработки данных выполняется локально.

файловая система ~ file system — компонент операционной системы, ответственный за хранение, организацию и имена файлов. Примеры файловых систем — FAT и NTFS.

файловая система FAT ~ file allocation table (FAT) file system — тип файловой системы. Основан на таблице или списке, в котором операционная система хранит информацию о статусе сегментов диска, занятых файлами. См. также файловая система Windows NT.

файловая система Windows NT ~ Windows NT file system, NTFS — файловая система нового поколения, разработанная специально для операционных систем семейства Windows NT. Поддерживает восстановление файловой системы, системы массовой памяти, длинные имена файлов и дополнительные средства для подсистемы POSIX. Имеет встроенную поддержку объектно-ориентрованного программирования, что обеспечивает работу с файлами, как с объектами, характеризующимися набором системных и пользовательских атрибутов.

физический уровень ~ physical layer — первый (самый нижний) уровень модели OSI. Обеспечивает передачу данных в виде отдельных бит по физической среде (сетевому кабелю). Реализует электрический/оптический, механический и функциональный интерфейсы с кабелем. См. также эталонная модель взаимодействия открытых систем.

флажок ~ checkbox — небольшой прямоугольник в диалоговом окне или на панели свойств, который может быть установлен (тогда он перечеркнут или в нем стоит галочка) или очищен (тогда он пуст).

фокус ~ focus — область диалогового окна, которой адресуется текущая команда. Обычно выделяется рамкой (для графических объектов) или цветом фона (для текста).

формат обмена графикой ~ Graphic Interchange Format, GIF — формат графических файлов. Данные в файле хранятся в сжатом (с применением алгоритма LZW) виде. Этот алгоритм позволяет достичь высокого уровня сжатия без потери качества изображения, но проигрывает в эффективности формату JPEG.

функция ~ function — блок кода, обычно состоящий из имени функции, необязательных параметров, набора операторов, выполняющих одну или несколько задач и возвращаемого значения. Кроме того, тем же термином часто обозначают задачу, решаемую приложением, компонентом или объектом.

Х

хост ~ host — любое устройство, подключенное к сети TCP/IP.

хранимые процедуры - stored procedure — именованный скомпилированный набор управляющих операторов и операторов SQL, хранящийся в базе данных как единое целое. Приложения могут вызывать хранимые процедуры по имени. В хранимых процедурах допускается применение пользовательских переменных, условных операторов и других мощных программных средств.

Ц

цифровая подпись ~ digital signature — идентификатор, применяемый для защиты электронных документов. Гарантирует, что автор документа тот, кто его подписал, и что, кроме того, документ с момента подписания не был изменен. Обычно основан на каком-либо методе шифрования.

цифровая сеть комплексного обслуживания ~ Integrated Services Digital Network, ISDN — телефонная служба следующего поколения; цифровая сеть связи, обеспечивающая коммутацию каналов и коммутацию пакетов. Цель внедрения ISDN — заменить все телефонные линии, которые требуют цифро-аналоговых преобразований, на полностью цифровые средства связи, способные передавать речь, цифровые данные, музыку и видео. Строится на двух основных типах каналов связи: В каналах, которые передают речь, двоичные данные и изображения со скоростью 64 кбит/с, и D-канале, который передает управляющую информацию со скоростью 16 кбит/с. Стандартная служба ISDN называется «2B+D». Компьютеры и другие устройства подключаются к линиям ISDN через простые стандартные интерфейсы.

Ч

Что это такое? ~ What's This? — справочная служба, обеспечивающая быстрый доступ к справочной информации по элементам интерфейса.

Ш

шаблон ~ wildcard — символ, заменяющий один или несколько символов. Например, в параметрах команд Windows NT можно использовать шаблон знака (?) вместо одного любого символа и (*) вместо группы любых символов. Этот метод удобен, в частности, для описания группы файлов с однотипными именами (например, с совпадающим расширением).

шестнадцатеричный ~ hexadecimal — число в системе счисления по основанию 16. Представляется цифрами от 0 до 9 и прописными буквами от А (эквивалент десятичного числа 10) до F (эквивалент десятичного числа 15).

шифрование ~ encryption — преобразование информации к виду, затрудняющему или делающему невозможным несанкционированный доступ к ней, в частности, при записи на магнитные носители или при передаче по коммуникационным каналам.

шлюз ~ gateway — устройство для объединения информационных сетей, использующих различные протоколы. Шлюзы работают на прикладном уровне модели OSI.

шлюз по умолчанию ~ default gateway — в контексте TCP/IP устройство в локальной сети, обеспечивающее взаимодействие с другими сетями Ин-тернета. Доставка пакетов между компьютерами, подключенными к одной сети, осуществляется автоматически, однако для доставки компьютеру за ее пределами необходим шлюз. Шлюзу известны адреса других шлюзов, что позволяет передавать пакет по цепочке до тех пор, пока он не достигнет шлюза, подключенного к сети-адресату пакета. См. также шлюз.

шлюзование ~ thunking — преобразование 16-разрядных вызовов в 32-разрядные.

шрифт ~ font — набор атрибутов символов.

шрифт TrueType ~ TrueType font — масштабируемый шрифт, одинаково отображаемый на экране и на принтере.

Э

экземпляр ~ instance — объект, созданный на основе конкретного класса.

элементы управления ОСХсм. управляющий элемент ActiveX.

эталонная модель взаимодействия открытых систем ~ Open Systems Interconnection (OSI) reference model — семиуровневая архитектура, которая стандартизирует уровни услуг и виды взаимодействия для компьютеров, обменивающихся информацией по сети. Эта модель наиболее известна и широко используется при описании сетевой среды или прохождения данных между физическим соединением с сетью и конечным приложением.

Я

ядро ~ kernel — компонент ОС Windows, управляющий процессором.

ядро БД Jet ~ Jet Engine — ядро БД в составе Microsoft Excel, СУБД Microsoft Access и систем разработки Microsoft Visual Basic и Microsoft Visual C++. Отдельно не поставляется.

язык разметки гипертекстовых документов Hypertext Markup Language, HTML — предназначен для создания страниц WWW. Средства HTML позволяют задавать шрифты документа и стиль его параграфов, а также включать в документ графику и гипертекстовые ссылки.

язык структурированных запросов ~ Structured Query Language, SQL — язык программирования запросов к реляционным базам данных.

 





Досуг томск проститутки | Смотри онлайн порно с молодыми сучками.